Что делать, если главный фасад выходит на север, перед зданием мало места для общественной зоны, а заказчику нужен привлекательный ритейл-объект посреди скучной типовой застройки? Ответы на эти вопросы можно найти в интервью руководителя проектного бюро IQ, посвященного торгово-развлекательному центру «Хорошо!» и его архитектурным особенностям.
В работу к IQ объект попал в виде «полуфабриката» – уже был спроектирован оптимальный для участка трапецевидный объем (4 этажа над землей и 2 подземных), спланирована внутренняя структура с атриумом, сдвинутым на угол к основному входу. Бюро было предложено разработать оболочку здания, акцентировать входную зону и обустроить прилегающую территорию. Занимаясь этими задачами, архитекторы одновременно решали несколько проблем, которые увидели в исходной ситуации.
«Северное расположение главного фасада и сравнительно небольшие размеры общественной зоны у главного входа явились катализаторами основной идеи. Вместо создания стандартного козырька, мы раскрыли обьем здания, протянув площадь в интерьер и получив единое, увеличенное общественное пространство, заполненное воздухом и светом», — рассказывает Эрик Валеев, руководитель бюро IQ
Асимметричные ступенчатые изгибы фасадов, пластически более активные слева и сглаженные к углу справа, образуют своеобразные козырьки при входной зоне, а наверху – террасы. Здание как бы постепенно разворачивается, расступается перед посетителями с несколько даже театральным «жестом», приглашая войти. Масштабный фрагмент сплошного, структурного остекления над входом дает нужный эффект прозрачности, приоткрывая взгляду сложное «плетение» фонаря атриума.
«Выбирая материалы фасада, мы решали не столько художественную задачу, сколько опять же проблемы участка: главный фасад ориентирован на север, а на противоположной стороне дороги — типовые, панельные дома. Заказчик сначала хотел делать зеркальный фасад, но он бы просто умножил отражениями скучную застройку, и здание не привнесло бы в контекст ничего ценного. Тотальное прозрачное остекление в ритейле не очень уместно: витрины торговых площадей ориентированы на внутренние галереи, а внешние стены обычно служат «задниками», заставленными стеллажами и прочим инвентарем. К тому же сторона не солнечная – многие материалы сливались бы в общее темное пятно. Мы решили использовать композитные металлические панели, с перламутровым оттенком, чтобы они отражали небо. Глухие поверхности дополнили ламелями — металлическими пластинами, отогнутыми от фасада под разными углами. Они делают стены легкими, фактурными, создают эффект движущихся волн или дуновения ветра», – поясняет архитектор.
Горизонтальные членения фасадов соответствуют четырехуровневой структуре здания. Ламели обеспечивают плавный переход от глухих стен к остеклению (в зонах кафе и других неторговых помещениях) и рекламным поверхностям, а также используются в качестве основы для устройства подсветки. В промежутках между ламелями расположены светильники, они подключаются к общей системе и работают в унисон с тремя медиаэкранами на фасадах. Программные возможности осветительного оборудования позволяют закладывать различные варианты цветодинамических решений. Сила света, цвет и сценарии могут реагировать на время суток, погодные условия, условия освещенности. Вся поверхность фасада превращается в единый медиаорганизм.
Бюро IQ также разработало эскиз и 3D модель светового фонаря над атриумом. Сложную конструкцию-диагрид из треугольных элементов рассчитала и выполнила турецкая компания, сотрудничающая с бюро Нормана Фостера и Массимилиано Фуксаса. Удалось добиться такой плавной кривизны, чтобы фонарь не надувался чужеродным пузырем над зданием, а внутри обеспечивал впечатляющее раскрытие пространства к небу. На стройплощадку элементы приехали в виде конструктора с пронумерованными деталями, легкого и быстрого в сборке. Помимо всего, это решение экоустойчивое – стекло крыши не нуждается в специальном отоплении, снег тает за счет тепла интерьера и конфигурации поверхностей.
Идею «втекания» экстерьера в интерьер подчеркивает и переходящий с площади внутрь рисунок мощения. Поскольку главный фасад торгового центра обращен к шумному Хорошевскому шоссе, с помощью благоустройства, авторы постарались сформировать «буферную зону», отгораживающую пешеходную часть от проезжей. Вместо линейного променада они распланировали серию небольших площадей, вливающихся в главную площадь перед входом. Их конфигурация повторяет на земле изгибы фасадов, создавая целостный образ здания и окружения. От проезжей части пешеходная территория обособлена скамейками с высокими спинками, геопластикой, элементами озеленения. Такие полузакрытые пространства, где могут разместиться летние кафе и скульптурные группы, повышают комфорт среды и дополнительно работают на привлечение публики.
Объект ТЦ «Хорошо!» завоевал «Золотой знак» фестиваля «Зодчество 2016» в категории реализации. «Мы стремились сделать место, интересное людям, и работали с контекстом по принципу умеренного контраста. Хотелось активизировать, освежить унылый пейзаж. Благоустройство территории позволило создать не просто торговое пространство, удобное для покупателей, но и полноценную среду для отдыха и общения. Проект удалось реализовать практически без изменений первоначальной концепции, что, на мой взгляд, стало одним из факторов, позволивших получить эту почетную награду», – заключает Эрик Валеев.
Проектные данные:
Заказчик – ТПС Недвижимость
Авторский коллектив:
Эрик Валеев (руководитель мастерской/ГАП), Сергей Никольский, Татьяна Лебедева, Андрей Жданов, Павел Тютюнник, Мария Рубачева, Юлия Жулина, Злата Тимохина.
Площадь здания – 112 700 кв. м.
Надземных этажа – 4
Подземная автостоянка – 2 уровня
Генеральный подрядчик – Renaissance construction
Фасадная подсветка – МДМ-Лайт
Световой фонарь, ламели – metal yapi
Ввод объекта в эксплуатацию — сентябрь 2016 г.
Стоимость реализации — 16,5 млрд рублей.